Глазодвигательные упражнения

Ребёнок к 3–м годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 градусов по вертикали и на 180 градусов по горизонтали, и отслеживать это без поворота головы. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребёнок видит только то, что находится перед ним. Остальное он вынужден замечать только с помощью поворота головы и всего своего тела. И неудивительно, что этот ребёнок может быть достаточно травмвтичен, очень быстро устаёт.

Имеющаяся у ребёнка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других сферах, например в речевой. И так же как ребёнок видит фрагментарно, он так же будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребёнок может ухватить только один какой–нибудь фрагмент «растут яблони», а что было перед ним, что было после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая несущественное, то, что учитель совсем не говорил. Понятно, какое отношение может быть к такому ребёнку в классе.

Элементарные движения слежения глазами за предметом, которые формируются к 3–му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице (конвергенция), слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для ребёнка трудно выполнимыми упражнениями. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на многие другие психологические функции (речь, внимание, память).



У многих детей обнаруживаются патологические синкинезии (содружественные движения). Есть синкинезии адекватные. Когда человек идёт, у него правая нога движется одновременно с левой рукой. Это нормальная синкинезия, адаптивная, мы её используем в жизни.

Но у детей встречаются неадаптивные синкинезии, например, когда ребёнок на что–то смотрит, в этот процесс у него включается язык – это лучший вариант, но, как правило, включается всё тело. Когда ребёнок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что–то вертит в другой руке и т.п.

Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда–то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие–либо яркие предметы, маленькие игрушки, ручку с ярким цветным кончиком и т.п.

По мере освоения этих упражнений, постепенно в этот процесс добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёнок сможет выполнить это упражнение.

Сведение глаз к переносице у ребёнка получается не сразу, даже в некоторых случаях только тогда, когда ребёнок начинает выполнять упражнения стоя.