Растяжки и упражнения двигательного репертуара

Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо– или гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

Оптимизация и стабилизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции и/или сопровождения развития ребенка. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка и негативно сказываться на общем его развитии.



При диагональном растягивании, перекрещивании конечностей выравнивается тонус обеих половин туловища, происходит выработка правильного двигательного стереотипа, способствующего овладению навыками ползания, ходьбы с пере¬крестными движениями конечностей. Некоторые движения оказывают воздействие на вегетативные нервные структуры. Специально подобранные упражнения способствуют регуляции вегетативных нарушений, имеющихся у детей с ПЭП, коррекции патологических изменений, созданию фундамента активной мышечной деятельности.



Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства «от тела». Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки: верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Работа с осознанием собственного тела, проработка пространства, как напряжение и расслабление правой – левой стороны тела, верхней – нижней половины тела, освоение пространства впереди – позади, осознание трехмерности пространства. Многие упражнения выполняются в трех пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа), ребёнок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).



Осознание собственного желания (сильнее потянуть…) помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации также решают задачу умения контролировать свой тонус. Специальный комплекс позволяет научить ребёнка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Кроме того, многие упражнения данного раздела подготавливают ребенка к этапу ползания. Упражнения представлены в определенном порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни, в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития: перевороты со спины на живот, ползание по–пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т.д.

Первый этап ползания: переворачивание со спины на живот, ползание на спине и на животе.
Второй этап ползания: ползание на четвереньках с опорой на руки.
Третий этап ползания: хождение на коленях без опоры на руки и хождение на ногах.



В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползаний таких понятий как верх – низ, впереди–позади, право–лево, являются хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.

Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).